Картель ТрудЛАГ

расследование Челябинского филиала ЦЕНтра антикоррупционной политики (цап) "ЯБЛОКа" О СГОВОРЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ТЮРЕМ в строительных подрядах на 500 млн. руб.

ЧТО ПРОИЗОШЛО: 
Муниципальные образования Челябинской области с каждым годом все больше «отдают» без торгов работы по благоустройству городских пространств исправительным учреждениям: колониям и тюрьмам.
За три последних года учреждения уголовно-исправительной системы (УИС) по Челябинской области получили без торгов контракты по благоустройству и капитальному ремонту почти на полмиллиарда рублей. В списке заказчиков муниципалитеты: Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Верхнеуральск, Верхний Уфалей, а также Сосновского, Еманжелинского, Агаповского и Чебаркульского районов области. Суммы и количество таких контрактов из года в год растет в геометрической прогрессии: в 2018 году - 32,5 млн. руб., в 2019 году – 177,4 млн. руб., за неполный 2020 год уже заключено контрактов на 271,5 млн. руб.
В большинстве случаев, колонии и тюрьмы выступают посредниками, передавая выполнение работ другим подрядным организациям, также минуя торги. Из-за отсутствия конкуренции местные бюджеты не получают экономии, подрядные организации заказы, а жители должного качества.
Власти пользуются «лазейкой» в законе о госзакупках, разрешающей заключение контрактов без торгов у предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы. Но чиновники забывают ряд условий: по закону учреждения должны выполнять работы своими силами, а заключение контрактов без торгов возможно только в случаях отсутствия "конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов закупок".
Исправительные учреждения, зачастую, не могут самостоятельно выполнять подряды: не имеют квалифицированных работников, а осужденные не вправе покидать территорию (кроме, переведенных на облегченный режим, колоний поселений, исправительных центров).Чтобы выполнить работы, колонии и тюрьмы нанимают субподрядчиков. Что за компании работают на колонии неизвестно – УФСИН не раскрывает их.
У муниципальных администраций и пенитенциарных учреждений Челябинской области, есть признаки картельного сговора (ст. 15 и п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции). Цены в контрактах с колониями выглядят завышенными, а при передаче денег на субподряд часть суммы и вовсе иногда теряется.
Начиналось все с заборов
Чугунный забор на пр. Ленина Челябинск. Фото с сайта znak.com
В 2017 году вступили в силу изменения в перечень товаров, работ, услуг которые можно закупать у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы без торгов  (утверждён Постановлением Правительства РФ N 1292 от 26.12.2013 г.).
Раньше без торгов можно было закупать подрядные работы у учреждений и предприятий УИС только для собственных нужд УИС. После изменений эти ограничения сняли и заключать подрядные контракты без торгов с трудом осужденных разрешили любым государственным и муниципальным заказчикам.
В Челябинске и Копейске муниципальные власти сразу решили воспользоваться этим допущением Правительства. Так, «силами» исправительных колоний № 2, № 18 строгого режима и № 8 общего режима началась работа по «озабориванию» центра Челябинска и Копейска, установке скамеек, урн, остановок и замене светильников на городских улицах.
Все работы были отданы колониям напрямую, без конкуренции с обычными фирмами, а себе оставили только изготовление поделок для украшения улиц.
Начало было скромным, и общий объем подрядных договоров, заключенных таким образом с колониями за весь 2017 год составил чуть более 13,5 млн. рублей.
В 2018 году муниципальные заказчики Челябинска и Копейска увеличили объем закупок строительных работ без торгов у колоний более чем в два раза.
К списку колоний-подрядчиков добавилась исправительная колония № 11 общего режима.
По итогам года сумма "тюремных" контрактов составила 32,5 млн. рублей. Муниципальные чиновники и уфсиновцы стали входить во вкус.
Из каталога продукции ГУФСИН по Челябинской области
Дорога в аэропорт
Фото и цитата из концепции благоустройства гостевых маршрутов г. Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС
В 2019 году контракты перевалили уже за 177 млн. рублей.
К числу подрядчиков добавились колония № 21 общего режима и Верхнеуральская тюрьма, а к числу муниципальных заказчиков примкнули администрации из Сосновского, Агаповского, Еманжелинского и Чебаркульского районов, а также Магнитогорска, Верхнеуральска и Верхнего Уфалея.
Самыми крупными и скандальными стали: контракт на благоустройство автодороги от кольца на челябинский Аэропорт и ремонт ограждения парка Алое поле в Челябинске заключенные муниципальными властями Челябинска без торгов с колонией № 2 на 84 млн и 34 млн рублей соответственно.
Практически все работы по этим контрактам: монтаж и изготовление мультимедийного экрана на кольце, укладка тротуарной плитки, изготовление и монтаж ограждений были выполнены силами неизвестных субподрядчиков.
Из пояснения антимонопольной службе от самой колонии по контракту на ремонт ограждения в парке Алоек поле это было сделано: «в связи с невозможностью ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области выполнять указанные работы собственными силами, поскольку учреждение является исправительной колонией строгого режима, заключенные которой не могут покидать ее пределы». При этом, колония, в большинстве случаев, привлекая субподрядчиков для исполнения контракта заключала с ними договоры, также без проведения торгов, у единственного поставщика или размещая большое количество малых закупок до 600 тыс. рублей на витрине единого государственного агрегатора торговли «Березки».
Часть суммы по дороге могла «теряться». Так, мультимедийный экран на кольце по изначальной смете стоил 41 млн. руб. У субподрядчика его заказали уже за 37 млн. руб. Куда ушли ещё 4 млн стоит спросить начальника колонии.

Въездная стела "Пять дорог" что-то напоминает
Мультимедийный экран на кольце по смете 41 млн. руб., заказали у субподрядчика за 37 млн. руб.
Сварные конструкции изготавливаются силами колонии
Эскизный проект дороги в аэропорт архитектурной студии Сергея Шумака
От тюрьмы до суммы
В 2020 году объём закупок у колоний бьёт рекорды. За неполный год он превысил уже 271 млн. рублей.
К уже участвующим в благоустройстве области колониям добавилась колония № 1 строго режима, а среди заказчиков по «проверенной схеме» закупок появились новички и новые лидеры. Среди них отличились муниципальные власти Магнитогорска. Там стали усиленно заключать контракты с колониями без торгов на любые работы: по благоустройству, монтажу остановок, строительству инженерных коммуникаций и даже капитальному ремонту библиотеки. Магнитогорск заплатил колониям уже больше 100 млн. рублей.
Старался не отстать и Челябинск, закупив у колонии № 8 работы по созданию площадок для накопления бытового мусора на 71 млн. руб. и восстановление сетей наружного освещения более чем на 46 млн. руб.
Эскиз остановки в Магнитогорске из документации закупки. На торгах цена 1 остановки в среднем 70 тыс. руб., без торгов у колоний 1 остановка закупается дороже 81 тыс. руб.
Почему заказчики не пускают на торги обычные фирмы? Чиновники обосновывают выбор колоний, надежностью, качеством и низкими ценами. Как показывает расследование, всё наоборот.
Объясняем завышение цен на примере оставновок в Магнитогорске:
В 2019 году начальная цена изготовления и монтажа 1 остановочного комплекса закупаемого в Магнитогорске через торги без НДС была 59 тысяч рублей (с НДС порядка 70 тысяч рублей) ЭА № 0169300000319000383 и ЭА № 0169300000319000011. Цены на аукционах даже падали. Без торгов за эту же остановку по контракту с колонией № 18 заказчик заплатил уже 81 тысячу рублей без НДС (контракт № 3741400667319000277). Если учесть, что таких остановок закупалось больше 150 штук, разница в ценах очень ощутима для муниципального бюджета.
Довод о надежности работы с учреждениями ФСИН и качестве их работ опровергается практикой: сроки часто срываются, а техзадания нарушаются. Например контракт на ремонт ограждения на Алом поле.  Во время приёмки чиновники поменяли задним числом техзадание, якобы из-за несущественной ошибки подрядчика при монтаже. По закону так делать нельзя.
Таблицу с закупками подрядо у единственного поставщика - учреждений ФСИН в 2017-2020 и субподряды посмотреть здесь
Цифры

сотрудничество муниципалитетов Челябинской области и колоний

с 2017 по 2020 годы

65

Подрядных контрактов заключено без торгов

500 млн

Рублей сумма всех подрядных контрактов

21

Муниципальный заказчик Челябинской области

6 + 1

Колонии и тюрма заключившие контракты
Выводы

Монополизация рынка по благоустройству

Начав с закупок на изготовление и монтаж ограждений в 2017 году, в 2019-2020 году муниципалитеты стали закупать без торгов у колоний и тюрем большой перечень работ по благоустройству городских пространств и ремонту инженерных сетей. При этом сами колонии тоже стали закупать больше у единственных поставщиков, хотя до этого проводили нормальные торги

Учреждения УИС являются посредниками

Практически все работы отдаются на исполнение субподрядчикам. При этом выбор фирм непрозрачный и зависит только от предпочтений начальства УИС.

Низкая стоимость и надежность - это миф

Без конкуренции не приходится ожидать рыночных цен и качественных работ. Изучение контрактов с учреждениями УИС это подтверждает. Закупки у колоний дороже обычных тендеров, а при заказе субподрядов сами колонии могут оставлять часть денег себе. Нередки просрочки и претензии к качеству работ.

Отказ от торгов ничем не обусловлен

Единственное преимущество для муниципального заказчика в закупках подрядов от учреждений УИС - сокращение сроков размещения заказа и упрощение процедуры закупки. Но эти преимущества сомнительны, если посмотреть на недостатки: ограничение конкуренции и коррупциогенные риски. Одна из основных задач Уголовно-исполнительной системы России - привлечение к труду осужденных должна решаться не во вред конкуренции, эффективного расходования бюджета и удовлетворения муниципальных нужд.
Действия
 
Я обратился в УФАС по Челябинской области с заявлением о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными заказчиками и учреждениями ФСИН по Челябинской области.
Буду добиваться признания всех заключенных без торгов контрактов на выполнение подрядных работ соглашениями ограничивающими конкуренцию.
Я также требую от ГУФСИН по Челябинской области раскрытия информации по всем привлекаемым субподрядчикам в рамках исполнения муниципальных контрактов на благоустройство. Это важно для всестороннего, объективного расследования и проверки аффилированных связей.
Рынок по благоустройству городской среды высококонкурентный, а торги на нем часто приводят к существенной экономии бюджетных средств. Дальнейшее бездействие в данной ситуации может привести к монополизации данного рынка.
Часто упоминаемые конкурентные преимущества учреждений уголовно-исполнительной системы: стоимость и качество работ, должны быть подтверждены на торгах. Если это так, впобеда им обеспечена.